Участвовать
OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! /
Тереза Иароччи Мавика
Комиссар
Тереза Иароччи Мавика

«Участие в Венецианской биеннале — важный и действенный инструмент художественной репрезентации. Присутствие на ней, помимо престижа, имеет огромное практическое значение — это лучшая возможность заявить о себе, представить страну, рассказать о ней в современном ключе. Актуальное состояние павильона Российской Федерации в Венеции близится к аварийному. Проще всего было бы вообще отказаться от участия в следующей архитектурной биеннале и закрыть его на реконструкцию. Такое очевидное решение мы сразу же сочли неприемлемым и нашли другой выход — совместить необходимость реконструкции с желанием вовлекать во все рабочие процессы как можно больше отечественной молодежи, в частности молодых архитекторов. Но в Италии, как в России, иностранные архитекторы не могут самостоятельно реализовывать проекты, в качестве связующего звена им обязательно нужны местные партнеры. Вместе с тем нашей важной задачей было подключиться к критическому анализу времени, инициированному куратором основного проекта Венецианской биеннале, подтвердить свою готовность участвовать в дискуссии на тему, которую он определил. Принимая во внимание неотложный план реконструкции, желание работать с новым поколением архитекторов и стремление соответствовать теме биеннале, куратором российского павильона в 2020 году мы пригласили итальянского архитектора и преподавателя Ипполито Пестеллини Лапарелли. Немаловажно, что в 2018 году Пестеллини Лапарелли в качестве сокуратора Европейской биеннале современного искусства Manifesta 12 в Палермо зарекомендовал себя блестящим исследователем сложной городской среды в поисках возможных путей сосуществования в ней. Мы убеждены, что этот опыт будет заметно содействовать успеху нашего комплексного проекта».

Ипполито Пестеллини Лапарелли
Куратор
Ипполито Пестеллини Лапарелли
«Для меня большая честь заниматься созданием нового облика павильона России в качестве куратора. Это прекрасная возможность ближе узнать страну, работая над знаковым для репрезентации ее культуры проектом. На архитектурной биеннале 2020 года мы покажем не готовый результат, а проект в стадии разработки, предоставляя команде молодых российских архитекторов возможность участия в совместном эксперименте, целью которого является преображение архитектурного замысла Щусева. В павильоне в режиме реального времени будет представлен проект, балансирующий на грани вымысла и реальности, разом представляющий собой временное архитектурное бюро и рабочую площадку. Отвечая теме биеннале, павильон со временем получит новое пространственное воплощение благодаря диалогу создающих его новый облик людей, от архитекторов и дизайнеров до зрителей. Последние получат возможность участвовать в происходящем в павильоне, который станет “точкой доступа” к информации и ее обсуждению».

Расположенный в садах Джардини павильон Российской Федерации на Венецианской биеннале, спроектированный Алексеем Щусевым и открытый в 1914 году, был задуман как архитектурный портрет русской культуры и заложенных в нее ценностей. Сохраняя свою самобытность, павильон претерпел существенные изменения, отвечая кураторским потребностям. Часто они превалировали над телесностью самого здания и пренебрегали его оригинальными архитектурными чертами.

В рамках подготовки к Венецианской архитектурной биеннале 2020 года комиссар Тереза Иароччи Мавика, куратор Ипполито Пестеллини Лапарелли и компания Smart Art приглашают молодых российских архитекторов и представителей междисциплинарных коллективов к работе над реконструкцией павильона, принимая во внимание изначальный замысел Щусева.

Отвечая теме «Как мы будем жить вместе?», сформулированной куратором Хашимом Саркисом, проект предоставит возможность совместного эксперимента команде-победителю и группе местных коллег в формате продолжительной резиденции на время Венецианской архитектурной биеннале 2020 года.

В павильоне, который превратится во временное архитектурное бюро и живую рабочую площадку, проект трансформации будет представлен в режиме реального времени. Все форматы будут существовать в его пространстве единовременно, естественно курируемые и отражающие развитие архитектурного проекта, включая сопутствующие исследования и совместные обсуждения.

Балансируя на грани вымысла и реальности, проект погружает в процесс преобразования павильона. На Венецианской архитектурной биеннале 2020 года павильон Российской Федерации предстанет временной институцией и сформирует «новый пространственный договор» посредством открытого и непрерывно меняющегося диалога между теми, кто будет жить и работать в павильоне, от ученых до рабочих, от дизайнеров до общественных деятелей, и аудиторией, которая сможет участвовать в происходящем и максимально вовлеченно использовать павильон в качестве проводника доступа, дискуссии и знания.

Отвечая кураторской концепции Венецианской биеннале и исходя из того, что архитектурный проект по определению является местом встречи идей и людей, во время биеннале в павильоне Российской Федерации пройдет публичная программа, включающая ряд открытых обсуждений проекта в разных форматах и в самом широком контексте.

Комплексные работы в павильоне будут проводиться с мая по ноябрь 2020 года, предваряя официальное начало строительных работ, знаменующих новый подход к пространству и образу павильона.

Можно спросить?
Форма обратной связи. Мы вам ответим.
Открыто!

Реконструкция павильона — это задача, выходящая за рамки обычного проектирования или простой архитектурной точности; это повод переосмыслить отношения, транслируемые павильоном как культурным посольством в Венеции. Для расширения исследовательского и критического диапазона, участники должны предложить концепцию подхода к реконструкции, отвечая на следующие вопросы:

  • Павильон — это не просто памятник прошлого, а, скорее, физическое воплощение России в другой стране. Здание было построено, олицетворяя ценности 100-летней давности. Как сегодня проект может отразить понятия идентичности и культурной специфики в эпоху транснациональных сетей и передвижений?
  • Внешний облик здания долго оставался неизменным, однако его характер, некогда выраженный гостеприимством открытых освещенных естественным светом наружных и внутренних пространств, изменился на более замкнутый, представляя собой закрытую коробку, безразличную к своему окружению. Как трансформация павильона поможет создать характер, который вновь заговорит об открытости и ясности, присущим историческому проекту?
  • Павильон, находящийся в чрезвычайно хрупком окружении, несомненно, обусловлен контекстом и изменяется в зависимости от его судьбы. Что значит заниматься проектированием пространства в сегодняшней Венеции — воплощении климатического кризиса планеты?
  • За последние тридцать лет во всем мире наблюдается заметный рост числа биеннале, триеннале и других культурных форумов. Однако почти всегда художников и кураторов просят заполнять нейтральные пространства-контейнеры. Как павильон может стать полноценной частью биеннале, принимая сады Джардини и лагуну в свое непосредственное будущее окружение?
  • Опираясь на структуру конкурса и исходя из темы архитектурной биеннале 2020 года, а также принимая во внимание специфику проекта и широкий контекст Венецианской биеннале, какие новые модели сотрудничества может развить этот процесс трансформации?

В рамках конкурса мы предлагаем всем участникам разработать концепцию создания внутри павильона временной студии, которая будет выступать в качестве основного места работы и встреч во время биеннале. В конечном счете помещенная в пространство павильона студия станет выставочным объектом, представляющим вклад всех участников, вовлеченных в работу площадки. Эта конструкция будет не просто декорацией, ее перформативная составляющая станет основой всего эксперимента, а сама инсталляция — инфраструктурой, позволяющей следить за ходом событий, проходящих в павильоне.

Мы ожидаем не кардинального отказа от исторического наследия павильона, а разумного подхода, позволяющего критически осмыслить использование его прошлого облика на разных этапах. Задача состоит в том, чтобы стратегически пересмотреть изменения, происходившие со зданием, чтобы оно могло стать доступным пространством, готовым к проведению будущих мероприятий, начиная с Венецианской биеннале современного искусства 2021 года.

В рамках конкурса мы также предлагаем всем участникам разработать концепцию создания внутри павильона временной студии, которая будет выступать в качестве основного места работы и встреч во время биеннале. В конечном счете помещенная в пространство павильона студия станет выставочным объектом, представляющим вклад всех участников, вовлеченных в работу площадки. Эта конструкция будет не просто декорацией, ее перформативная составляющая станет основой всего эксперимента, а сама инсталляция — инфраструктурой, позволяющей следить за ходом событий, проходящих в павильоне.

Временная студия должна одновременно служить местом работы, оборудованным рабочими местами и всем необходимым для функционирования временного офиса; открытым архивом, позволяющим узнавать как о самом павильоне, так и о процессе создания нового выставочного пространства; и площадкой для встреч, публичных мероприятий и перформансов. В целом она должна выполнять агрегирующую функцию, способствуя «перекрестному опылению» между всеми вовлеченными в процесс участниками для того, чтобы знакомить аудиторию с работой павильона в формате развивающегося выставочного объекта и площадки для открытого диалога.

В ходе этого процесса команда-победитель будет сотрудничать с куратором и с группой местных экспертов, от молодых архитекторов до технических консультантов, которые будут участвовать в проекте на разных этапах от формирования концепции и до ее реализации. Проект официально вступит в фазу реализации в ноябре 2020 года и будет завершен весной 2021 года.

Требуемые материалы

Каждая команда должна предоставить:

  • Описание (не более 1 500 слов), в котором четко изложены предложения, касающиеся архитектурного проекта и выставочного решения для временного пространства внутри павильона. Оно должно представлять амбиции команды, отвечающие сформулированным выше вопросам и в общем кураторской концепции архитектурной биеннале 2020 года, а также методологию сотрудничества с приглашенными специалистами.
  • Максимум три листа A3 (горизонтальных или вертикальных), демонстрирующих пространственное решение проекта: планы, разрезы, визуализацию внедрения в архитектуру павильона и его использования во время биеннале в формате рабочего места и выставочного пространства.
  • Дополнительные, но не обязательные материалы могут включать в себя видео, модели или другие формы симуляции.
  • Состав команды и резюме бюро и/или отдельных членов команды, включая опыт, знания и сферу профессиональных интересов.
  • Портфолио работ за последние пять лет, выполненных офисом или отдельными членами команды.
  • Предварительные соображения относительно плана работ и бюджета.
Все вышеперечисленные материалы должны быть присланы одним файлом в формате PDF, не превышающим по объему лимит в 25 Мб.

Расписание конкурса

Запуск конкурса
9Декабря
Завершение конкурса
31Января
Объявление победителя
14Февраля

Критерии отбора и оценки

  • Целостность, ясность и выполнимость архитектурного подхода.
  • Художественное и визуальное впечатление, производимое рабочим/выставочным пространством проекта.
  • Оригинальность моделей сотрудничества.
  • Состав и междисциплинарность команды.

Условия участия

К конкурсу приглашаются работающие на территории Российской Федерации (не обязательное требование) российские архитектурные бюро и/или междисциплинарные коллективы, возраст участников которых не превышает 40 лет. Все участники должны иметь подтвержденный опыт работы в архитектурных, выставочных и исследовательских проектах.

Ссылки для скачивания

Скачать план здания и разрезы павильона, а также архивные материалы и изображения.
скачать
информацию о павильоне и условия конкурса можно здесь.

participate
OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! / OPEN! /
Teresa Iarocci Mavica
Commissioner
Teresa Iarocci Mavica

“The Venice Biennale offers its participants a fundamental tool for artistic representation. Beyond being a matter of privilege, participation also holds a more practical significance – Venice is the most effective setting for the presentation of an artist, a new work or a country in its contemporary state.

The Russian Federation Pavilion is currently in critical conditions. It would have been easier to close the building for renovation works and skip this coming architecture Biennale. This very straight forward idea, however, was never considered. Instead, we sought a different solution – a way to complete all the restoration and planning works by actively involving young professionals, architects in particular. In Italy, just like in Russia, foreign architects cannot work independently, a partnership with local architects is necessary for both legal reasons and, more practically, for their deeper knowledge of local norms.

The importance of collaboration is also stressed by Hashim Sarkis. The role of the curator of the main project of the Biennale is to frame a new critical analysis of our time. Biennale participants are invited to join the discussion and we are just as eager as everyone to talk about ‘How will we live together?’.

With this in mind (the impending renovation of the building, the wish to work with new generations of architects and the ambition to speak on the topic of the Biennale), we invited the Italian architect and professor Ippollito Pestellini Laparelli as curator of the Russian Federation Pavilion in 2020. This decision was significantly influenced by the brilliant work Pestellini Laparelli presented at the European Biennial of contemporary art Manifesta 12 in 2018. As cocurator of the project, Pestellini Laparelli investigated the complex urban fabric of Palermo, in search of new ways of coexistence.”

IPPOLITO PESTELLINI LAPARELLI
Curator
IPPOLITO PESTELLINI LAPARELLI
“I’m honored to work as curator of the next Russian Pavilion. Personally this is a wonderful opportunity to deepen my relationship with Russia through a significant cultural project. For the 2020 Biennale we will not stage an exhibition but a work in progress, by offering the opportunity for a collaborative experiment between a team of young Russian architects and a pool of colleagues aimed at the transformation of Shchusev’s architecture. In balance between fiction and reality the Pavilion will feature live the project, a temporary architectural office and the in-progress working site all at once. As a response to Hashim Sarkis’ curatorial framework, the Russian Pavilion will act as a temporary institution giving shape to a “new spatial contract” through an open and ever changing dialogue and cross pollination between those who will inhabit and work in the Pavilion – from academics to craftsmen, from designers to activists – and the audience who will interfere and use it as a vehicle of access, discussion and knowledge.”

Designed by Alexey Shchusev and opened to the public in 1914, the Russian Pavilion at the Giardini of the Venice Biennale was conceived as an architectural translation of Russian culture and values. While retaining its distinctive character it has undergone substantial modifications to respond to curatorial needs that have often prevailed over the physicality of the building, neglecting its original architectural features.

For the next Architecture Biennale 2020, the commissioner, Teresa Iarocci Mavica, the curator, Ippolito Pestellini Laparelli and Smart Art invite young Russian architects and multidisciplinary collectives to develop a project for the reconstruction of the Pavilion while taking into account the original design by Shchusev.

As a response to Hashim Sarkis’ curatorial theme ‘How we live together?’, the project will offer the opportunity for a collaborative experiment between the winning team and a pool of local colleagues, in the form of an extended residency in Venice during the Architecture Biennale 2020.

The Pavilion will stage live the transformation project, a temporary architectural office and the in-progress working site. The space will feature all of these dimensions at once, organically curating and displaying the development of the architectural project, research and the collaborative process associated with it.

In balance between fiction and reality the Pavilion will offer an immersive look into the metabolism of a project in the making. At the Architecture Biennale 2020, the Russian Federation Pavilion will act as a temporary institution giving shape to a “new spatial contract” through an open and ever-changing dialogue between those who will inhabit and work in the Pavilion – from academics to craftsmen, from designers to activists – and the audience that will interfere and use it as a vehicle of access, discussion and knowledge, in the spirit of maximum inclusivity.

The Pavilion embraces the curatorial framework of the Biennale and starts from the notion that an architectural project is by definition a meeting point of ideas and people. During the Biennale a public program associated to the Russian Federation Pavilion will stage a number of public events to discuss the project through various formats in its wider context.

The occupation of the folly will run between May and November 2020, launching the official start of the construction work, marking the year zero of a new attitude towards the spaces and image of the Pavilion.

May I have a word?
Use our feedback form. Hear back from us.
Open!

The re-design of the Pavilion is a commitment that goes beyond an exercise of set design or simple architectural accuracy, it is an occasion to rethink the relationships that the Pavilion embodies as cultural outpost in Venice. To enlarge the research and critical spectrum, participants are required to devise a project of transformation that reasons upon different trajectories:

  • The Pavilion is not just a relic of the past but rather the physical representation of Russia in a foreign country. Designed to embody Russian values of over 100 years ago, how can the project address notions of identity and cultural specificity in the age of transnational networks and movements?
  • While its general image has remained the same through time, the character of the building has changed from a welcoming array of outdoor and indoor spaces, brightened by several skylights and windows, to a more introverted box within a box indifferent to its surroundings. How can the transformation of the Pavilion forge a character that speaks once again of openness and transparency, in the spirit of the original project?
  • Situated in an extremely fragile environment the Pavilion is undeniably informed and affected by the fate of its context. What does it mean to design in a place like Venice today, epitome of the planetary climate crisis?
  • In the last thirty years we have assisted to an exponential increase of Biennales, Triennials and cultural events all around the world yet, in most cases they always require a neutral container to be filled by artists and curators. How can the specificity of the Pavilion become a cohesive component of this biennial, including the Giardini and the lagoon as part of its future constituency?
  • Starting from the set-up of this call and from the general theme of the Architecture Biennale 2020, what kind of new collaborative models can this process foster considering the specificity of the project and the larger context of the Venice Biennale?

As part of the call participants are also asked to develop a concept for the installation of a temporary studio within the Pavilion, which will act as the primary working and gathering space during the Biennale. This will ultimately be the object of the exhibition organized in the rooms of the Pavilion, and it will stage the contribution of all actors involved in the open working site. Far from being a mere mise-en-scene, this performative component will be the focus of the experiment, whereas the installation is meant to serve as infrastructure and display for the different activities that will take place within the Pavilion.

What we expect is not a dramatic obliteration of the heritage of the Pavilion but rather an intelligent approach to operate critically on its historical layers. The idea is to strategically implement those changes on the building that will transform it into an inclusive space conceived to adapt to next-years uses, from the Art Biennale 2021 onwards.

The temporary studio should perform simultaneously as a place of work, with proper workstations and everything that a temporary office might need, as an open archive that speaks of the Pavilion itself and of the making of a new exhibition space, and as a stage for gatherings, public events and performances. As a whole it should serve as an ensemble to facilitate the cross pollination of all agents involved in the process, and to share with the audience the work in progress in the form of an incremental exhibit and open conversation.

During this process the winning team will collaborate with the curator and with a group of local experts, from young architects to technical consultants, that will participate in the different phases: from concept to realization. The project will enter officially on site in November 2020 and it will be completed during the spring of 2021.

Deliverables

Each team should produce:

  • A report of no more than 1,500 words which clearly outlines proposals regarding the architectural project and the exhibition approach. This should include the ambitions of the team in relationship to the trajectories described in the call and the overall curatorial framework of the Architecture Biennale 2020, but also the methodology of collaboration with the extended team.
  • A maximum of three A3 (portrait or landscape) that shows the spatial approach on the Pavilion: plans, sections and visualizations of the interventions on the architecture of the Pavilion and a visual description of the patterns of occupation of the Pavilion during the Biennale as workspace and exhibition.
  • Additional but not mandatory materials might include: video, models or other forms of simulation.
  • Team composition and CV of the office and / or the CV of the singular members including background, expertise and areas of interest.
  • A portfolio of the works done by the office in the last five years or a collection of the works authored by the singular members of the team.
  • Indicative schedule and cost report.
*All the aforementioned materials should be sent in as a single PDF file not exceeding 25 MB limit.

Schedule of the Competition

Call Launch
9December
Call Submission
31January
Announcement of the winning team
14February

Selection and Evaluation Criteria

  • Coherence, clarity and feasibility of the architectural approach.
  • Artistic and visual impact of the temporary office / exhibition proposal.
  • Originality of the models of collaboration.
  • Composition and interdisciplinarity of the team.

Eligibility

The call is open to any Russian architectural firms and interdisciplinary collectives based in Russia or elsewhere, with proven experience across the fields of architecture, exhibition making and research. Participating architects should be up to 40 years old.

Downloads

Download the floor plans and sections of the Pavilion as well as historical materials and pictures.
You can
download
the information about the Pavilion and the terms of the open call here.